Mitsubishi Grandis и Opel Zafira (В) – не единственные в своем классе 7-местные компактвэны – есть конкуренты-одногодки с такой же пассажировместимостью, но у них, как правило, это отдельные модификации с удлиненной (по сравнению со стандартной версией) колесной базой. Причем ввиду большей их стоимости они встречаются заметно реже своих 5-местных сородичей.
Уникальность героев нашего материала в том, что они представлены в единственном типоразмере со стандартной колесной базой и способны принять на борт 7 человек. Справедливости ради отметим, что Mitsubishi были еще и 6-местными – во втором ряду у них вместо сплошного дивана установлены два раздельных кресла с подлокотниками. Но в Украине наибольшее распространение получили именно 7-местные Grandis Comfort.
Крупнее и просторнее
Если поставить эти компактвэны рядом, невооруженным глазом видно: японец заметно крупнее своего оппонента – его длина больше на целых 300 мм, а колесная база – на 125 мм. Благодаря этому салон Grandis получился заметно просторнее – это ощущается по большему запасу места для ног пассажиров второго и третьего ряда. Например, на втором ряду запросто можно сидеть по-барски, закинув ногу на ногу. А галерка за счет регулирующихся по углу наклона спинок, пожалуй, самая удобная для посадки взрослых пассажиров среди 7-местных компактвэнов. К тому же конструкция среднего ряда Grandis более совершенная – раздельная, а у Zafira – цельная. Поэтому для посадки на галерку всех людей, сидящих во втором ряду, придется высаживать.
Дизайн торпедо с высоким выступающим пеньком центральной консоли выглядит оригинально. Приятно радует глаз и щиток приборов Optitron. Пластик отделки твердый, но не скрипучий. Обзорность хорошая. Из оборудования может побеспокоить только система кондиционирования.
Наиболее массовые версии Grandis 7-местные (второй ряд – 3-местный диван), реже встречаются более дорогие 6-местные Sport (второй ряд – два раздельных кресла). В багажнике – еще два складных сиденья. Галерка Grandis за счет регулирующихся по углу наклона спинок, пожалуй, самая удобная для посадки взрослых пассажиров среди 7-местных компактвэнов. Объем багажника Mitsubishi Grandis 370/1545 л, а грузоподъемность — 605 кг.
В остальном же трансформации салонов этих моделей схожи: кресла третьего ряда складные – прячутся в полу багажника, диван среднего ряда ездит на салазках взад/вперед, а его раздельные спинки (60:40 или 40:20:40) регулируются по углу наклона. Все сиденья – несъемного типа. Поэтому, чтобы получить максимальный размер грузового отсека, подушку среднего дивана нужно поднять к спинкам и сдвинуть их вплотную к передним креслам. Впрочем, что любопытно в такой конфигурации, багажник немца оказывается более вместительным на целых 274 л (1820 против 1545 л соответственно). Но в походном состоянии (с разложенным третьим рядом кресел) багажное отделение японца, наоборот, получается большим на 230 л и по общему показателю в 370 л является самым вместительным среди семиместников.
Как показала практика, в целом оснащение обеих моделей служит без проблем, разве что у Grandis может побеспокоить система кондиционирования салона. Кузова этих компактвэнов неплохо сопротивляются коррозии, хотя некоторые слабые места у них все же есть. По состоянию кузовных деталей больше замечаний – к японцу (см. «Ресурс и ремонт»).
Качество отделки замечаний не вызывает, а обшивка отличается хорошей износостойкостью. Передние стойки перекрывают боковую видимость. Особенность компоновки: педальный узел расположен «по-автобусному» – его плоскость близка к горизонту. Все Zafira – 7-местные: их второй ряд сидений рассчитан на троих пассажиров, а в багажнике спрятаны еще два складных сиденья. Для посадки на галерку придется высаживать людей со среднего ряда – на нем подушка цельная, а у конкурента – раздельная. “Галерка” Zafira менее просторная и удобная, чем у Grandis. Здесь лучше всего смогут устроиться дети и подростки. Объем багажника Zafira 140/1820 л, а грухоподъемность — 645 кг, что на 40 кг больше, чем у конкурента.
Один против всех!
Zafira предоставляет покупателям более широкие возможности выбора: в ее арсенале – бензиновые и дизельные двигатели. Хотя все же в Украине наибольшее распространение получили бензинки, самым массовым из которых стал агрегат 1,8 л. У покупателей Grandis вариантов нет. Все компактвэны, колесящие по нашим дорогам, оснащены единственным бензиновым мотором 2,4 л, который обеспечивает этому крупному автомобилю вполне неплохую динамику – с механикой 10 с до сотни. Конкурент с агрегатом 1,8 л и МКП менее прыткий – всего 11,5 с до 100 км/ч, а с агрегатом 2,2 л – 10,6 с.
Все Grandis, эксплуатирующиеся в Украине, оснащены единственным двигателем — бензиновым объемом 2,4 л 16V (165 л. с.).
Основное замечание владельцев Grandis – его движок очень прожорливый, особенно в паре с автоматом – в городе способен съесть 14-15 л на 100 км. Поэтому в целях экономии средств многие владельцы устанавливают ГБО. А еще этот мотор очень чувствителен к топливу – применение некачественного бензина способно привести к выходу мотора из строя.
Менее объемные двигатели Zafira – более экономичные. При этом они также требовательны к качеству топлива, а еще и масла. При больших пробегах в агрегатах обоих моделей отмечены и мелкие характерные проблемы, большинство которых выявлено у Grandis (см. «Ресурс и ремонт»).
Линейка силовых агрегатов Zafira включает бензиновые и дизельные двигатели.
Особенность нашего рынка такова, что японский компактвэн чаще всего встречается с автоматической коробкой передач, а немецкий – наоборот, с механической. Как показал опыт эксплуатации, из агрегатов Grandis наиболее беспроблемной зарекомендовала себя адаптивная АКП INVECS-II, а вот у Zafira – механика.
У кого долговечнее?
По сравнению с конкурентом ходовая Grandis отличается лучшей энергоемкостью. Но в целом у обеих моделей они вполне собранные и позволяют ездить на этих высоких автомобилях довольно активно.
На наших дорогах задние подвески компактвэнов в целом зарекомендовали себя вполне долговечными: резинки задней балки Opel механики называют вечными, а вот рычаги задней многорычажки Mitsubishi способны выдержать пробег не менее 200 тыс. км. Единственное слабое место задка Grandis – пружины, которые при частых загрузках проседают, а у Zafira – амортизаторы, которые могут прийти в негодность к пробегу в 40-50 тыс. км.
Передний бампер Grandis низкий и на подержанных машинах часто оказывается поцарапанным снизу, а его крепления могут быть сорванными.
Что ж до передка, то более выносливой оказалась подвеска японца: втулки переднего стабилизатора (равно как и заднего) выдерживают – 40-60 тыс. км, стойки – 60-70 тыс. км. Задние сайлент-блоки передних рычагов ходят около 100 тыс. км, а передние – куда дольше, шаровые опоры – 150-180 тыс. км.
Слабые места передней подвески немца – стойки стабилизатора (в среднем служат 20-30 тыс. км) и опорные подшипники стоек (30-40 тыс. км). Сайлент-блоки передних рычагов выдерживают около 100 тыс. км, а шаровые – дольше. Дороже будет стоимость ремонта обеих моделей – замена сайлент-блоков и шаровых вместе с рычагами, а подшипников вместе со ступицами. Хотя в некоторых случаях есть возможность сэкономить, подобрав отдельно неоригинальные детали.
У Zafira и ее конкурента запаска вынесена наружу под пол багажника. Со временем ее крепежный болт ржавеет, поэтому во избежание проблем его необходимо регулярно смазывать.
Рулевое управление обеих моделей при больших пробегах способно преподнести неприятности, при этом расходники более долговечными оказались у Grandis (см. «Ресурс и ремонт»). А вот тормозные системы этих компактвэнов замечаний не вызывают.